Пост Апостолов Петра и Павла

Протоиерей Валентин Амфитеатров / Священное ВаганьковоСлово протоиерея Валентина Амфитеатрова (+1908г.) перед началом Петровского поста

О подражании Христу

Петровский пост в установлении своем для чад православной церкви имеет главным образом два прочных основания. Св. апостолы, отправляясь к разным народам и во все концы вселенной с проповедью об Иисусе Христе, приготовляли себя к этой деятельности нравственно-высокими размышлени­ями. Начальники, отцы и матери, старшие в обществе и дома, подражая св. апостолам, внося уроки христианства к младшим, избирают время, указанное апостолами, освящают его постом — «да будут учители не словом только, но и делом». Второе основание для поста — внимание к проповеди апостольской, победившей без меча и пороха мудрых и сильных, царей и царства вере Хри­стовой. Общая мысль проповеди апостольской та, что она убеждала думать во Христе, чувствовать во Христе, говорить во Христе, жить во Христе.

Богослов, православный и неизменный друг Христов, в своем Евангелии, в свои посланиях к верующим и в книге «Апокалипсис» преимущественно убеждал христиан подражать Христу. Кто говорит, что он христианин, что он содержит христианский закон, что он верующий, тот должен пребывать в Иисусе Христе, т.е. подражать ему. Кто говорит, что пребывает в Нем (т.е. во Христе) тот должен поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2, 6). Жизнь Иисуса Христа должна быть правилом для нашей жизни. В этой жизни, как в светлом зеркале, всегда можем видеть, что нужно делать и как жить христианину.

  1. Отличительной стороной земной деятельности Христа были кротость и смирение. Нигде и ни перед кем, ни при каких обстоятельствах не изменялись в Нем эти величайшие свойства. Эти свойства особенно нужны нам, живущим в беспокойное время. В наше время, когда затронуто так много вопросов о благополучии временной земной жизни, к сожалению, редко видим свойства кротости и мира, даже в семействах. Старшие — себялюбивы, младшие — неуступчивы. И тем и другим живется не особенно легко. Пусть же и пожилые, и юные, отцы и матери, сыновья и дочери чаще берут урок у Христа, Который говорит: «Научитесь от Меня кротости и смирению; и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).
  2. Когда читаете или слушаете Евангелие, вы не можете пройти без внимания той мысли, что Иисус Христос был необычайно терпелив. Все немощи нашей природы угнетали Его. Голод, жажда томили Его; неблагодарность, коварство, оскорбления, обиды, лишения всякого рода изнуряли и утомляли Его. Христос не роптал. Для нас Божественный пример Учителя обязателен. А между тем, мы должны признаться, что малодушие становится второй нашей природой. Мы чутки ко всякому лишению и так привыкли к жалобам, что не умеем быть ни­чем довольны. Если нам предлагают, мы боимся взять, подозревая опасность; если нам дают, мы в этом даре опять подозреваем стороннюю цель; если же нам отказывают, мы возмущаемся жестокостью других; когда же у нас берут, тогда мы готовы восстать и на людей, и на природу, и на Самого Бога. В устах наших больше слышится слов недовольства и проклятия, чем благословения и благо­дарности. В делах — беспорядочный хаос всякого рода непоследовательности. Послушайте Христовы слова, малодушные, потерпите: «терпением вашим стя­жите души ваши», т.е. только терпением вы сохраните целостно свою душу, этот величайший, самого мира дражайший, дар Господень.

З. Кто читал или внимательно слушал Евангелие, тот не мог не заметить,     что Иисус Христос отличался удивительнейшим послушанием. Детство и юность Христа — послушание в святом Семействе. В зрелом возрасте Иисус не только повиновался властям, но и учил повиновению. Эта черта из жизни Христа должна быть особенно нами усвоена. Слышим постоянные жалобы на непослушание и видим ужасные примеры своеволия. Никто не исцелит этих язв, ничто не водворит радость и в наши семьи, кроме Христа и Евангелия. Там, где матери успели внедрить в семью Евангельский дух, там дети повину­ются родителям. В обществах, в училищах, где слово Евангельское есть закон Божий, — подчиненные слушаются начальства, младшие — старших, старшие повинуются высшим и все, малые и старые, повинуются Божественной воле Господа нашего Иисуса Христа.

  1. Когда читаем Евангелие или слушаем евангельское слово, видим, что земная жизнь Спасителя есть обнаружение Божественной Премудрости. Все дела Спасителя сияют Премудростью. Из учеников самым возлюбленным был и Христу Иоанн, названный Богословом. В этом для христианина лучшее до­казательство и убеждение в значении просвещения. Грустно, что в наше время тьма невежества лежит на большей части христиан, как густой, мрачный, нерассеиваемый туман. Заповеди Божии одними позабыты, другим неизвестны, третьим не внушены. Оттого во всем разлад, разница, рознь. Больше нужно душам нашим света, но не искусственного, не того кичливого, суемудраго, ко­торый ослепляет душу, но света Господня. Господь наш Иисус Христос учил о себе: «Аз есмь Свет миру»(Ин. 8. 12). В этом Свете нуждается наш ум, что­бы он был крепок; наши чувства, чтобы они были чисты, наша воля, — чтобы она была тверда и неуклонна. Без закона Божия мы будем всегда человеческая масса — «темные» люди, в каких чинах, сане и титуле мы не были бы, отрицая закон Божий, диавол, умнейший из всех творений земли и неба, был низвер­гнут в преисподнюю. Человек, не имея ясных понятий о законе Божием, по­ходит на движущуюся машину, действующую без самостоятельности. Поучай­тесь же, христиане, мудрости у Христа. Он просвещает благодатью Св. Духа каждого, готового соблюдать Его заповеди.
  2. Земная жизнь Иисуса Христа вся, изо дня в день, состояла из благости и милости. Он всех звал к спасению, никого не отвергал из приходящих к Нему с верой и любовью. Сострадателен был к больным, увечным. Головных на­сыщал; отверженных всеми, отчаявшихся, безнадежных успокаивал. Он ко всем простирает Свои объятия со креста. Всех, все человечество Он призыва­ет к успокоению. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

Спросим себя: как мы подражаем этому примеру благости Христа Спасите­ля? — Если мы — христиане, то обязаны долгом своей жизни полагать любовь и милосердие к ближнему. Только тогда жизнь имеет цену, когда мы умеем из нее сделать пользу и утешение другим... Слово, руководство, пример. состра­дание, возношение теплых молитв к Господу, — это такие дары, цену которых определить нельзя на земле. Одно небо знает, как наградить любящих, мило­сердных и благочестных.

Вот пять свойств, взятых их жизни Иисуса Христа, которым св. апостолы приглашают верующих подражать. Если бы нам удалось вместить эти свойства в себе, то мы могли бы не по имени только, но и по праву называться христиа­нами. Итак, подражание Христу, усвоение евангельских истин всей душой, — вот наше, братие и сестры, лучшее занятие, как христиан, во дни Петровского поста. Аминь.

 

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.

140400, Московская обл., г. Коломна, Кремль, Брусенский пер., 36. e-mail: iekaterina.ubdm@gmail.com

Московская епархия Русской Православной Церкви
Свято-Троицкмй Ново-Голутвин монастырь
Сайт о Русских Святых
Радиостанция „БЛАГО” 102,3fm