С Днем Святой Троицы!

«Приидите людие,
Триипостасному Божеству поклонимся,
Сыну во Отце, со Святым Духом…»

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Этими святыми словами начинаются в Церкви все беседы и проповеди. Сегодня же, в день Святой Троицы, в праздник один из самых великих среди двунадесятых, эти слова составляют самый предмет поучения – Бог истинный в Святой Троице: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой – это единственно сущее, подлинное, само в себе существующее высочайшее бытие. В пятидесятый день по Воскресении Христовом мир принял откровение о Боге как Пресвятой Троице и получил ниспосланного ему Святого Духа. И Самый Дух явился как единое от лиц Святой Троицы, чтобы продолжать на земле дело спасения человека, начатое Христом Спасителем. Но Святая Живоначальная Троица – как источник всего сущего на небе и на земле – была и до сотворения мира, есть и будет вечно.

Любовь Божия Своим величайшим творческим гением создала Царство Небесное и земное. Сказал Бог: «Да будет так… И стало так». И сотворил Бог мир, и благословил Бог сотворенное, и жизнь процвела. Всё задышало миром, ясностью, чистотой и красотой раннего детства. И Сила Божия во все времена поддерживает и хранит этот мир. Бог – Единица в трёх лицах в полном согласии, единомыслии и любви распространяла Свою благость и благодать на всё сотворенное: на одушевлённую и неодушевлённую природу. А венец творения – человек, по образу и подобию Божию созданный, повторял собою и в себе Тройческое единство своего Творца. Божественное начало в нём выявляют его дух, душа и тело. «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Так сразу при сотворении мира во всём стал негласно проявляться триединый Бог – Святая Троица.

На заре человечества грехопадением прародителей изменились судьбы мира. Призванные Богом жить во свете и радости богообщения, призванные к согласию и любви со своим Творцом, люди отпали от Бога и погрузились кто в тёмное язычество, а кто в глухое иудейство. Но и в Ветхом Завете прикровенно являлась память о Боге – Троице. Пророк Исаия слышал троекратное повторение славословия Богу от серафимов: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его» (Ис. 6:3). Пророк Илия трикраты во имя Божие изливал воду на жертву и жертвенник. Человечество же, презрев любовь своего Творца, бедствовало во власти миродержателя – князя мира сего.

Но не мог Творец видеть «гиблема человека… преклонив небеса сходит». Сын Божий – вторая ипостась Святой Троицы – пришёл на землю, чтобы вернуть человека своему Творцу. При вступлении Иисуса Христа на открытое служение спасению человечества уже приоткрылась для людей Тайна Святой Троицы. Бог Сын явился на Иордане, Бог Отец возгласил Его Сыновство, Бог Дух Святой в виде голубя почил на крестящемся Христе. Но тогда Дух Святой обрёл на земле лишь одного Сына Человеческого, достойного и способного принять Его, – это Самого Христа.

В день же Пятидесятницы явственно возвестилось всему миру о возобновлении Царства Святой Троицы на земле и зародилась Святая Церковь, а учение о Святой Троице стало основой христианской веры: Отец благоволил, Сын сотворил, Дух совершает. Сын Божий, явившись на земле, принёс Собой весть о возможности воссоздания вновь по образу Божию разрушенного грехом человека. Христос – Бог и Человек, разделив с людьми тяготы земной жизни, дал им заповедь о любви к Богу как к Отцу и о любви к людям как к братьям.

Любовь как всепобеждающая внутренняя благодатная сила в Ветхом Завете не была известна миру. И Сын Божий – одна из ипостасей Святой Троицы – не только научил людей этой заповеди, но и первый исполнил её, отдав жизнь Свою за спасение мира. Через десять дней после Вознесения Спасителя в Царство Небесное, когда Матерь Божия с апостолами единодушно пребывали в молитвах, ожидая исполнения Христова обетования о ниспослании им Святого Духа от Отца, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра… и исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:2, 4). Неожиданно, незаслуженно человеком разверзлись небеса, и тот мир, с которого когда-то ниспал человек, ворвался в сей мир земной и в виде огненных языков почил на Богородице и апостолах – первых из людей, принявших этот животворящий дар.

До сошествия Святого Духа даже апостолы, будучи при Христе, часто заблуждались, робели и только после Пятидесятницы обрели силу, мудрость и бесстрашие, чтобы нести Слово Божие в мир. Духом Святым они уразумели и утвердились наконец в том, что Христос – истинно Спаситель мира и Царство Его не от мира сего, а дело, к которому готовил их Спаситель, – возвещать и благовестить «Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). В этот день апостолы получили обилие Божией благодати. С даром языков явился в них и дух мудрости пророчеств и чудотворений (1 Кор. 12:4-10). Сам Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, ясно и определённо выразил учение о Святой Троице, заповедав им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Тогда, в день Святой Троицы, просвещенных Святым Духом через слово апостола Петра сразу «крестилось около трёх тысяч человек».

Так начала свою жизнь в мире Святая Церковь Христова. Все духовные богатства, что мы имеем сейчас в Святой Церкви, вся благодать, исходящая от молитв и Ее таинств, – всё берёт начало со дня Святой Пятидесятницы. С этого дня «свыше» силой Божией благодати началось освобождение человека от рабства диаволу и зарождение в мире людей с новым сознанием. Благоволением же Божиим этот процесс будет продолжаться до скончания мира.

И с тех пор ежегодно в день Святой Троицы животворящая благодать и сила Святого Духа изобильно без истощания изливаются на род человеческий, на тех, кто может и хочет воспринять этот Божий дар. И Церковь по сию пору на каждой Божественной литургии по причащении свидетельствует: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть!» Разумной же целью жизни каждого человека стало выявления в нём Божественного начала, чтобы любовь охватила весь простор его бытия. По слову Евангелия, чтобы Бог-Троица был всё и во всём: «Всё Им, от Него, и к Нему». А Бог есть любовь, и христианство есть жизнь в духе Святой Троицы и Её началами.

Принадлежность же человека к Небесному Царству на земле начинается крещением, возложением на него благодатной печати – семени для изменения его существа сообразно новому Царству. Но от самого человека требуется постоянная внутренняя работа и произволение к спасению. Но не видим ли мы теперь движение человечества вспять, когда мир снова уходит от Царства Святой Троицы? И благодать Святого Духа всё меньше находит среди людей сосудов, способных вместить дары Божии. Мир погружается вновь в уже знакомые ему болезни ветхого человека, основная из которых – нелюбовь к Богу и нелюбовь к ближним. Эгоизм, своекорыстие, себялюбие, самость и погоня за материальными благами вновь поглощают человечество. И не вспомним ли мы, здесь собравшиеся в этот великий праздник, предостерегающее слово Спасителя: «Но Сын Человеческий пришед найдёт ли веру на земле?» (Лк. 18:8).

Дорогие наши, други наши, будем предельно внимательны к себе, проверяя, живём ли мы-то сами духом Святой Троицы – духом истинной веры и любви. Будем помнить, что жизнь на земле есть беспрерывная борьба света с тьмой в душе человека. И всем желающим спасения надо принять сердцем Истину Христову. Ведь наша личная судьба зависит не только от Бога – Святой Троицы, но и от нас самих. Надо стать нам христианами в полном и точном смысле этого слова, проводя в свою жизнь высочайшую мысль – всё для Бога, ради Бога и во славу Божию.

Вера глубокая и деятельная проявляется в делах человека. И это – жизнь его духа. Но есть и другая вера, которая в настоящее время не редкость. Человек в церковь ходит и тем утешается и успокаивается, но о Боге вспоминает и думает как бы вскользь, в некоторые моменты дня и по праздникам, не как о самом существе своей жизни, а как бы между прочим. Такая вера бесплодна, душа и сердце, отданные суете, слабеют и чахнут, погружаясь в «сон» привычки, который со временем исчезает. Такая вера безжизненна. Други наши, будем помнить, что веровать и жить по вере – вещи разные. Сегодня же, в день Святой Троицы, не только воспоминание бывшего на заре христианства события – сошествия Святого Духа на апостолов, но день нового, действительного Его сошествия уже на нас, если мы окажемся достойными сего. И для нас ныне Церковь становится той Сионской горницей, в которую и сходит Дух Святой. И в эти минуты в храме да отверзутся и наши сердца к принятию благодати. Всех нас зовёт и готовит Господь – Святая Троица в Своё Небесное Отечество.

А нам надо Едину Троицу знать, Её Едину чтить и славословить, Ей Единой покланяться. Только тогда Бог – Святая Троица Своею властию и державным могуществом направит нашу жизнь на истинный спасительный путь. Он исцелит наши строптивые, надорванные житейскими бранями и страхами сердца. Любовь Божия к нам неизменна, и в неё надо только искренне верить, верить больше, чем в кого-либо. Будем же, дорогие чадца Божии, славословить постоянно Господа и словом, и делом, и молитвой, и самой жизнью нашей: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой: Троица Святая, слава Тебе!» Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). По следам Евангельских историй. Избранные проповеди на праздники двунадесятые и от Пасхи до Троицы. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2014

 

 

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.

140400, Московская обл., г. Коломна, Кремль, Брусенский пер., 36. e-mail: iekaterina.ubdm@gmail.com

Московская епархия Русской Православной Церкви
Свято-Троицкмй Ново-Голутвин монастырь
Сайт о Русских Святых
Радиостанция „БЛАГО” 102,3fm