С Днем Святой Троицы!

   Дорогие братья и сестры! Поздравляем вас с Днем рождения Церкви Христовой! Церковь Небесная и Церковь земная ликуют в едином Духе, прославляя Бога Троицу. Мы радостно поем:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша.

В этот день мы хотим поделиться с Вами замечательным словом проповеди старца  архимандрита Наума (Байбородина) в день Святой Троицы. "Возлюбленные братья и сестры! Великий праздник Живоначальной Троицы мы совершаем в нынешний день, торжествуем Сошествие Святаго Духа. По милости Своей Господь призвал нас быть чадами Божиими (Ин. 1, 12) — это великая тайна богообщения.

Кто не рожден водою и Духом (Ин. 3, 5), в Царствие Божие не войдет. Пророки много писали о пришествии Христа в мир, и все совершилось. И в день Пятидесятницы в Иерусалиме произошло небывалое событие: Дух Святой в шуме и в виде огненных языков сошел на учеников Христовых, и исполнились они благодати Пресвятаго Духа и заговорили «на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 4).

А в то время в Иерусалиме много было пришельцев из многих стран: Египта и Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Рима, Крита и Аравии. И немало среди них пришло благоговейных прозелитов (Деян. 2, 9—11), язычников, обращенных в веру иудейскую. И, как говорят толкователи, миллион собралось этих прозелитов и иудеев с разных мест, и самих жителей в Иерусалиме сто тысяч было. И когда все они увидели и услышали, что ученики Христовы заговорили на разных языках, то удивлялись: «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян. 2, 8). Как это они, не учившись, знают наши языки и говорят?!»

Апостол Петр произнес тогда проповедь перед всем народом. «Мужи иудейские, и все живущие в Иерусалиме! — возгласил он. — Сие да будет вам известно, это есть предреченное пророком Иоилем — излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать, вы ныне видите и слышите» (Деян. 2, 14, 16—17, 33).

Все пророки писали о Иисусе Христе. Пророк Михей предсказал, что родится Он в Вифлееме (Мих. 5, 2). Время Его рождения точно указали пророк Даниил и патриарх Иаков (Дан. 9, 25; Быт. 49, 10). А с каким смирением и кротостью, с каким милосердием и любовью Господь будет совершать Свое служение, много писал пророк Исаия (Ис. 35, 4—6; 42, 1—3; 50, 6; 53, 5, 7, 12). Поэтому и говорил апостол Петр мужам израильским, что они сами все знают, были свидетелями жизни и великих чудес и знамений, сотворенных среди них Иисусом Христом, Которого и распяли (Деян. 2, 36).

А пришельцы, особенно из дальних мест Иудеи, действительно, были в большом удивлении от тех чудес, какие Иисус Христос совершал. Слепорожденного, которому никакой врач не мог помочь, потому что у него вовсе не было глаз, глазницы одни, углубления, Он исцелил, даровал зрение (Ин. 9, 1—38). А воскрешение Лазаря четверодневного всколыхнуло весь народ. Господь показал великое служение Свое: Он как Человек виден был всеми и как Бог совершал великие чудеса.

Вспомним, как после беседы с Марфой и Марией, сестрами Лазаря, Господь спросил: Где положисте его (Ин. 11, 34). Ведь Он Бог и знал, что совершит великое чудо. Еще за много дней вперед говорил ученикам: Лазарь друг наш успе: но иду, да возбужу его (Ин. 11, 11). И когда подошел Он к гробнице Лазаря, ко входу которой камень большой был привален, сказал: Возмите камень (Ин. 11, 39). Все видели Его как простого Человека и слышали глас, но как Бог Он воззвал: Лазаре, гряди вон (Ин. 11, 43). И умерший ожил и вышел. И чудо в чуде виделось. Чудо, что он воскрес; и второе чудо, что обвитый пеленами, как пеленают младенцев матери, шел. В трепете все были, в ужасе, однако старались увидеть воскресшего Лазаря и поговорить с ним, обо всем расспросить. А потом пришедшие в Иерусалим разнесли эту чудную весть воскресения во все концы вселенной.

И вот апостол Петр сказал большую проповедь. Всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется (Деян. 2, 21), — говорил он. — Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа (Деян. 2, 38). Несть бо иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12) ». Иисус Христос наше Богатство, наше Сокровище. И прямо возвещает Евангелие, что Дух Святой обличит мир о гресе и о правде и о суде (Ин. 16, 8). О каком грехе? Яко не веруют в Мя (Ин. 16, 9), — говорит Сам Господь. Не веруют люди в Иисуса Христа, что Он Богочеловек, что Он Творец неба и земли.

Ведь когда Иисуса Христа распяли на Кресте, то висели справа и слева от Него разбойники, бандиты, а проходившие мимо злословили: Иныя спасе, Себе ли не может спасти (Мф. 27, 42; Мк. 15, 31; Лк. 23, 35) — других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если, как мы знаем, в дальних местностях говорили безбожники, что не было Христа никакого, то в Иерусалиме никто не отрицал и до сих пор все признают, что Иисус Христос был. Но фарисеи, книжники, первосвященники и старейшины, насмехаясь, хулили Его, говорили: «Как это Он мир сотворил и что Он за Судья, если висит и умирает?»

А когда Господь говорил о причащении Тела и Крови Своей, то многие пришли в недоумение: «Жестоко есть слово сие: и кто может его послушати (Ин. 6, 60). Как это можно причащаться Тела и Крови этого Человека? Кусать, выходит, надо? Это безжалостно». Бог есть Дух (Ин. 4, 24), поэтому мы должны причащаться духовно, благодатью Святаго Духа. А как преподать эту благодать? Тайна эта велика. Живоначальная Троица Единосущная: Отец есть Дух, и Сын Божий Дух, и Дух Святый Дух. И мы имеем в себе дух. Потому что Господь при творении первого человека Адама, как говорится в Священном Писании, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7), дух. Этот дух и отличает, возвышает нас над всем творением.

Человек имеет теперь великую милость у Бога, что получил рождение от Духа Святаго. И мы теперь можем взывать к Богу как к Своему Отцу. Господи, научи ны молитися (Лк. 11, 1), — просили ученики, когда были на горе Елеонской. И Господь сказал: Егда молитеся, глаголите: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое: Да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси (Мф. 6, 9—13; Лк. 11, 2—4). Царствие какое? В Духе Святом. Воля Божия должна стать волей нашей, чтобы мы делали то, что Бог нам позволяет и повелевает. Заповеди Божии это необходимое бремя (Мф 11, 30). И прямо говорит Писание словами Иисуса Христа: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 15, 23). О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35).

И теперь избранным народом стал народ христианский, он стал соучастником богообщения. Благодать Духа Святаго пребывает в нас после крещения. Совесть напоминает нам, что можно делать, что нельзя. Бывает, человек сидит один, никого нет, а кто-то внутри обличает его: «Ты согрешил, потому что побежал на футбольное поле, а на службу не пошел. Ты отверг такого-то человека, обидел, и еще ты как начальник поступил неправильно». Кто говорит в человеке? Совесть, голос Божий.

Поэтому нужно насыщать свой ум Божественным поучением, изучать Священное Писание. Вот преподобный Серафим Саровский искал волю Божию, и он каждый день прочитывал евангелиста. В понедельник прочитывал 28 глав Евангелия от Матфея, который писал для евреев. А мы, спрашивается, когда читали Евангелие? У некоторых его даже нет. Как это так?! Романы читаем про разбойников, про войны, а что касается души нашей, ничего не читаем, не знаем.

Поэтому нужно, братья и сестры, стать на путь покаяния, как говорил апостол Петр: Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа (Деян. 2, 38). Надо Евангелие святое читать ежедневно и вникать, потому что оно есть проповедь Самого Бога, пришедшего во плоти, все там есть: и как молиться, и как поститься, и как будет Страшный суд, и как вечная жизнь будет, как надо все терпеть, за все благодарить. Потому что 70-80 лет человек живет здесь на земле, а кто даже и меньше, и все оставляет. Почему у нас такое безумие? Почему многие ищут вина? Почему красота телесная их привлекает, блуд? Потому что пленены диаволом.

И дал нам Господь покаяние. Покайтеся, — говорил апостол Петр. Какая это чудная проповедь была! Она зажгла сердца и многих прозелитов, и многих жителей города Иерусалима. После проповеди уверовали во Иисуса Христа, что Он Бог и Человек, и приняли крещение три тысячи человек (Деян. 2, 41), потом пять тысяч (Деян. 4, 4). И присоединились они к первым 120 ученикам Христовым (Деян. 1, 16). Если было сто тысяч жителей в Иерусалиме, то примерно десятая часть из них стали христианами. Апостол Иаков, брат Господень, в сане епископа возглавил первую Церковь Иерусалимскую; он же и Литургию составил, которая сейчас совершается каждый день. Литургию Иакова служили долгое время в Иерусалиме на еврейском языке и причащались Таин Христовых. А потом, когда его сбросили с высоты храма, Господь наказал их разрушением Иерусалима.

Мы, братья и сестры, теперь сыны воскресения, мы имеем благодать Пресвятаго Духа, потому что приняли таинство крещения, и надо не грешить, жить в благочестии, чтобы эту благодать сохранять. И надо нам еще возлюбить покаяние и каяться в церкви, и дома, и во время работы. Прошло два-три часа, как говорит преподобный Исаак Сирин, приноси покаяние, что ты думал, размышлял.

А мы как живем? Почему не каемся, почему себя не осуждаем? Вспомним Деяния Апостолов, где говорится о сыновьях иудейского первосвященника Скевы (Деян. 19, 14—16). Стали они исцелять одного бесноватого, болящего, с дерзновением призывая имя Иисуса Христа, а беса ругая, что он вселился в человека, в создание Божие. А бесы ведь знают все наши похождения и все грехи. И знали они, что эти сыновья священника блудили, воровали, не признавали постов. И что вы думаете? Злой дух сказал в ответ: «Иисуса Христа знаю, и боюсь Его, и трепещу. И Павел мне известен, и боюсь его. А вы кто? Я вас не боюсь, потому что вы и блудите, и воруете, и всякие беззакония совершаете». И бросился на них бесноватый и стал их бить, и они, избитые, убежали.

Вот как Господь показывает нам, что можно иметь и крещение, иметь и иконы у себя, и книги, а быть злодеем. Поэтому нужно бросить зло и повернуться к добру. Что ответил Господь юноше богатому, который спросил о жизни вечной (Мф. 19, 16—22; Мк. 10, 17—21; Лк. 18, 18—22)? Он ему сразу сказал, повторил заповеди: Не убиеши; не прелюбы сотвориши; не украдеши; не жесвидетелствуеши; чти отца и матерь; и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. Все заповеди он сохранял и почитал закон Божий, но одного не доставало у него для совершенства: большое свое богатство употреблять на нужды бедных и убогих.

Мы знаем, что некоторые богатые люди строили богадельни, церкви, помогали нуждающимся. Это богатство они отдавали как бы Самому Христу, и Господь за это их миловал. А этот юноша пожалел свое богатство, хотел жить в роскоши, чтобы его обслуживали, когда сам был молодой и мог трудиться. А где он теперь? Бог только ведает. Где его богатство? И поэтому Господь сказал ученикам и всем нам: Неудобь богатый внидет в Царствие Небесное, удобее есть велбуду (верблюду) сквозе иглине уши проити, неже богату в Царствие Божие внити (Мф. 19, 23—24; Мк. 10, 23—25; Лк. 18, 24—25). Представьте себе узкий проход у ворот (иглине уши), через который могла пройти только одна овца, человек с трудом протискивался, а тем более верблюда протащить невозможно.

Такие вот и мы. Не ищем Царствия Божия, а ищем земное богатство. Некоторые получают большое образование, по три, по пять дипломов имеют, а когда коснется что-нибудь сделать, решить, ничего не знают. Поэтому нужно стать на путь добродетели и искать богатство нетленное. Единственный способ богопознания — доброта. И надо хорошо познать учение Христово, познать, что у нас душа есть. Душа видит истину и ложь, добро и зло, имеет самовластие и должна руководить всем нашим телом.

Что есть человек? Многие спорят, даже в учебных заведениях рассуждают о составе человека: кто говорит о двух частях, кто три части называет. А самое точное понятие о человеке изъясняет апостол Павел и великий угодник преподобный Антоний Египетский. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, — говорит апостол, — и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23). И святитель Григорий Палама, который много трудился в богопознании, в молитве Иисусовой, объясняет нам: когда мы говорим о Боге, то надо иметь в виду три Божественные Ипостаси, Отец и Сын и Дух Святой, и Божественную благодать, или энергию.

Вот, скажем, Дух Святой сошел на апостолов в день Пятидесятницы, заговорили они на разных языках. И когда апостолы Петр и Иоанн шли в храм в час молитвы, то при дверях сидел хромой от рождения, которого каждый день приносили на руках. Он у входящих в храм просил милостыню и этим питался. Увидев апостолов, он и у них стал просить. Воззрел на него апостол Петр и сказал: Сребра и злата несть у мене, но еже имам — благодать от Бога, сие ти даю: во имя Иисуса Христа Назореа, востани и ходи (Деян. 3, 6). Вот какое слово он произнес в благодати. Так и Господь говорил: Лазаре, гряди вон (Ин. 11, 43). И что вы думаете? Укрепились ноги у хромого от рождения, он вскочил, стал ходить, прыгать, хвалить Бога и от радости всем говорить: «Смотрите, смотрите, я теперь сам могу ходить!» Родители его обрадовались. И многие, знавшие его от рождения, пришли в трепет, но последовали за апостолами, уверовали и приняли крещение.

И вот благодать Пресвятаго Духа распространилась и пребывала на апостолах и на всех верующих. Много было чудес. И прошли апостолы от края земли до края. Миллион паломников, которые были в Иерусалиме и видели воскрешенного Лазаря и чудеса, слышали Господа, пережили Его Воскресение, сошествие Духа Святаго, тоже стали проповедовать Иисуса Христа. Огромна была Римская империя, почти все народы были под властью Рима, и Иерусалим был покорен римлянами. Но проповедь возвещалась повсюду, и к концу третьего века каждый десятый житель Римской империи уже веровал во Христа. Вот как распространялась проповедь Христова.

А мы, братья и сестры, приняли крещение и имеем благодать Пресвятаго Духа, но нет у нас страха Божия, нет добродетели. Вот сыновья Скевы, видите, как похвалялись, призывая имя Христово и показывая, что они верующие. А когда они стали повелевать злому духу, изгоняя его из создания Божия, то одержимый бесом обратился и начал их бить. И другое мы наблюдаем в обращении юноши Пантолеона, будущего великомученика и целителя Пантелеимона. У него мать веровала, любила Иисуса Христа и говорила: «Призывай Его, Он Бог». А отец-язычник верил во многих богов, а Единого Бога Христа отрицал. И однажды что он увидел? Мальчик мертвый на дороге лежал, а недалеко от него расположился удав, лишивший его жизни.

Такие огромные удавы, метров 9—11, до сих пор еще есть на Кавказе. И когда ливни сильные бывают, то какой-нибудь не удерживается, как говорят, по горам его поток воды скатывает, и потом он под мостом может лежать. Так, видимо, и здесь было. И юноша стал взывать: «Господи, если Ты есть на свете, то откройся мне. Ты Бог Всевидящий, Ты должен видеть меня. Так мне говорила мама и учила почитать Тебя. Мне жалко этого отрока, который еще не видел жизни, а уже мертв. Как это тварь могла посягнуть и живого человечка погубить?! Прояви Свою силу, если Ты действительно видишь меня, и воскреси этого отрока, а мне дай веру».

Юноша говорил как будто в пустоту, может быть, кричал; он никого не видел, к Невидимому Богу взывал. И что совершилось? Шум такой же, как в день Пятидесятницы, был с неба, и этот огромный удав распался пополам, наказан был, а мальчик ожил и встал. И Пантолеон побежал сразу к пресвитеру Ермолаю, принял крещение с именем Пантелеимон и стал впоследствии великим исповедником веры Христовой. Так и мы должны взывать к Богу. Но тогда мы сможем взывать с дерзновением, когда возымеем сыновство, когда будем творить волю Божию, исполнять Его заповеди, жить в благочестии.

И вот нужно, братья и сестры, любить Евангелие, любить заповеди Божии, идти по пути добродетели, молиться дома, молиться в церкви и приучать себя к непрестанной молитве. Поскольку диавол, как рыкающий лев (1 Пет. 5, 8), ищет, кого совратить, то и нам необходимо ограждаться от него и приучать себя, как учит святитель Григорий Палама, к непрестанной Иисусовой молитве. Идешь, сидишь, лежишь, руками что-либо делаешь, кушаешь, даже в храме стоишь, а умом в сердце призывай непрестанно: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Этим мы будем отгонять помыслы диавольские, смирять врага; и этим мы будем призывать благодать Божию.

Давайте, братья и сестры, принесем глубокое покаяние. Господь возлюбил нас, за нас пострадал, воскрес, даровал нам усыновление. Поэтому мы должны благодарить Бога за все благодеяния, никаких грехов не делать, жить в посте, молитве, почитать особенно Богородицу, всех святых, всегда молиться: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Давайте искать Царствия Божия и правды Его, исполняя волю Божию.

Если будем такую жизнь проводить, то Господь усыновит нас, мы войдем в богообщение и еще здесь на земле получим мирное такое сердце, мирную благодать. И в день Страшного суда Господь поставит нас по правую сторону. И, дай Бог, всем нам услышать глас Иисуса Христа, призывающий всех нас в вечное Царство: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.

140400, Московская обл., г. Коломна, Кремль, Брусенский пер., 36. e-mail: iekaterina.ubdm@gmail.com

Московская епархия Русской Православной Церкви
Свято-Троицкмй Ново-Голутвин монастырь
Сайт о Русских Святых
Радиостанция „БЛАГО” 102,3fm