Праздник Введения во храм Богородицы — самый поздний среди двунадесятых. До VIII века воспоминание введения Девы Марии во храм было содержанием праздника Рождества Богородицы, о чем говорит 2-й канон Рождества Богородицы, составленный преподобным Андреем Критским (1 песнь, 2-й тропарь: «Святая Святых, во святом святилищи Младенец возлагается воспитатися от руки Ангеловы. Вси убо верно спразднуим в рождестве Ея»; 6-я песнь, 1-й тропарь: «Святую Святых сущу, целомудреннии родители Твои, Чистая, возложиша Тя в храме Господни воспитатися честно и уготоватися в Матерь Ему»; 6-я песнь, 3-й тропарь: «Слышу Давида, поюща Тебе: приведутся девы во след Тебе, приведутся в храм Царев. И с ним Тя и аз, Дщерь Цареву, воспеваю».
Отдельное празднование Введения Богородицы во храм зарождается в VIII веке и конкретно в Константинополе. При этом на ранней стадии праздник еще не имел торжественного богослужения, да и не сразу стал общепризнанным. Из источников VIII века о празднике Введения упоминают лишь Синайское Евангелие 715 года и некоторые (далеко не все) Месяцесловы; также к VIII веку относятся две проповеди на праздник Введения святителя Германа Константинопольского. Далее, в древнейшей рукописи Устава Великой Церкви — Патмосском списке IX века, праздник только обозначен, но никакие песнопения или чтения не указаны. Таким образом, в VIII–IX веках праздник Введения Богородицы во храм только утверждается в годичном круге богослужения.
В X и особенно в XI веке праздник уже приобретает торжественное богослужение, предпразднство и попразднство, то есть основные черты, присущие великим праздникам.